Тема детства становится ключевой на уровне государства. Нынешние дошкольники думают и чувствуют по-особенному. Психологи, педагоги, родители говорят об одном: эти дети требуют особого подхода, потому что они другие. Изменившийся мир требует другого сознания, и нам, взрослым, это сознание становится доступнее именно благодаря общению с детьми.
Именно поэтому происходят изменения и в системе образования.
23 ноября 2009 года вышел приказ № 655 Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
В связи с этим внесены изменения в главные документы, регламентирующие образовательную деятельность в стране. В Федеральный закон «Об образовании» от 1 декабря 2007 г. № 309–ФЗ внесены изменения в статью 9 - появился новый пункт 6.2:
«К структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, устанавливаются федеральные государственные требования (ФГТ)»
В пункте 21 П.21 Типового положения о ДОУ (утв. Постановлением Правительства РФ № 666 от 12.09.2008г.) изменения:
«Образовательная программа разрабатывается ДОУ в соответствии с ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы ДО и условиям ее реализации; с учетом психофизического развития и возможностей детей».
16 марта 2010 года Приказ №655 вступил в силу. В документе говорится о том, что каждое образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает общеобразовательную программу, которая определяет содержание и организацию образовательного процесса каждого дошкольного возраста и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение здоровья детей дошкольного возраста.
Что меняется в дошкольном образовании с введением ФГТ?
Для системы дошкольного образования установлены Федеральные государственные требования, а не Федеральный государственный стандарт. В настоящее время разработанные и утвержденные только ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в которых определены обязательные образовательные области и основные задачи образовательных областей.
Изменения такого рода предполагают изменение подходов к организации воспитательно-образовательного процесса: в данном случае не через систему занятий, а через другие, адекватные формы образовательной работы с детьми дошкольного возраста.
Игровой деятельности, как форме организации детской деятельности, отводится особая роль. Игра – это ведущая деятельность ребенка, посредством которой он органично развивается, познает очень важный пласт человеческой культуры – взаимоотношение между взрослыми людьми – в семье, их профессиональной деятельности и т. д.
Таким образом, игра выступает как самая важная деятельность, через которую педагоги решают все образовательные задачи, в том числе и обучение.
В последнее время родители, задавая ребенку традиционный вопрос, чем вы сегодня занимались, получают ответ - мы играли. Родители недоумевают - и больше ничем не занимались?
В настоящее время образовательная деятельность в детском саду осуществляется в процессе:
- организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-продуктивной, музыкально-художественной, чтения);
- организации образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов;
- организации самостоятельной деятельности детей;
- организации взаимодействия с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
К выпуску ребенка из детского сада и переходу его к школьному обучению, в результате освоения Программы он приобретает следующие интегративные качества, составляющие личностный портрет выпускника:
1. физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками;
2. любознательный, активный;
3. эмоционально отзывчивый;
4. овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
5. способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения;
6. способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту;
7. имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе;
8. овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности;
9. овладевший необходимыми умениями и навыками.
Таким образом, введение ФГТ к образовательной программе направлено на создание оптимальных условий для развития детей дошкольного возраста в современных условиях, реализации права ребенка на доступное, качественное образование.
0 коммент.:
Отправить комментарий