Как правило, дети,
поступившие в первый класс, умеют читать, считать, многое знают и, казалось бы,
полностью подготовлены к школе. Однако часто первоклассники, сталкиваясь с
постоянной мыслительной нагрузкой, испытывают трудности в решении и объяснении
математических задач, формулировании определенных правил и понятий,
установлении и обосновании причинно-следственных связей. Одна из
распространенных причин такого положения – недостаточное развитие в дошкольном
возрасте основ словесно-логического мышления.
У многих первоклассников
мыслительная деятельность и речь имеют следующие особенности:
• поверхностный,
непоследовательный анализ проблем и ситуаций, неумение выделить главное;
• неспособность
синтезировать информацию;
• неумение планировать;
• неспособность отвлечься
от внешнего и увидеть внутреннюю, глубинную сторону проблемы или явления;
• трудности в
формулировании плана логической операции, ее хода и результата.
Выявленные характерные
признаки речевой и интеллектуальной деятельности зачастую являются у 6-7 летних
детей возрастными, физиологически обусловленными. Однако, чем раньше начать
стимулировать и развивать логическое мышление, базирующееся на ощущениях и
восприятиях ребенка, тем более высоким окажется уровень его познавательной
деятельности, тем быстрее осуществится естественный переход к следующим видам
мышления. Регулярная и планомерная работа по развитию мышления может
существенно повысить готовность ребенка к познавательной деятельности, интерес
к интеллектуальным задачам и доставит удовольствие от них выполнения. Предлагаемый
комплекс упражнений и игр направлен на развитие всех операций мышления (анализ,
синтез, сравнение, классификация, обобщение, конкретизация, абстракция);
педагог или родитель выбирает игру, сложность которой вполне соответствует
возможностям ребенка- Доступность задания и успешное его выполнение придадут
ребенку уверенность в себе, у него появится желание продолжать занятия.
Постепенно следует переходить к упражнениям, требующим более значительных
интеллектуальных и речевых усилий.
Каждый раз ход игры
потребует от ребенка развернутых
речевых высказываний, подбора точных лексических и грамматических средств. При
выполнении предлагаемых игр и упражнений будут также активно задействованы внимание, память, воображение. Следует
отметить, что подобранные игры не требуют никаких специальных условий для их
проведения: в них можно играть буквально «на ходу». При решении многих задач
ребенку потребуется подсказка, совет взрослого. Такая помощь взрослого, а также
его заинтересованное общение помогут малышу не только справиться с поставленной задачей, но и сделают совместную
деятельность увлекательной, творческой, развивающей.
0 коммент.:
Отправить комментарий