пятница, 4 января 2013 г.

Развитие словесно-логического мышления у детей.



Развитие словесно-логического мышления у детей.
Как правило, дети, поступившие в первый класс, умеют читать, считать, многое знают и, казалось бы, полностью подготовлены к школе. Однако часто первоклассники, сталкиваясь с постоянной мыслительной нагрузкой, испытывают трудности в решении и объяснении математических задач, формулировании определенных правил и понятий, установлении и обосновании причинно-следственных связей. Одна из распространенных причин такого положения – недостаточное развитие в дошкольном возрасте основ словесно-логического мышления.
У многих первоклассников мыслительная деятельность и речь имеют следующие особенности:
• поверхностный, непоследовательный анализ проблем и ситуаций, неумение выделить главное;
• неспособность синтезировать информацию;
• неумение планировать;
• неспособность отвлечься от внешнего и увидеть внутреннюю, глубинную сторону проблемы или явления;
• трудности в формулировании плана логической операции, ее хода и результата.
Выявленные характерные признаки речевой и интеллектуальной деятельности зачастую являются у 6-7 летних детей возрастными, физиологически обусловленными. Однако, чем раньше начать стимулировать и развивать логическое мышление, базирующееся на ощущениях и восприятиях ребенка, тем более высоким окажется уровень его познавательной деятельности, тем быстрее осуществится естественный переход к следующим видам мышления. Регулярная и планомерная работа по развитию мышления может существенно повысить готовность ребенка к познавательной деятельности, интерес к интеллектуальным задачам и доставит удовольствие от них выполнения. Предлагаемый комплекс упражнений и игр направлен на развитие всех операций мышления (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, конкретизация, абстракция); педагог или родитель выбирает игру, сложность которой вполне соответствует возможностям ребенка- Доступность задания и успешное его выполнение придадут ребенку уверенность в себе, у него появится желание продолжать занятия. Постепенно следует переходить к упражнениям, требующим более значительных интеллектуальных и речевых усилий.
Каждый раз ход игры потребует от   ребенка развернутых речевых высказываний, подбора точных лексических и грамматических средств. При выполнении предлагаемых игр и упражнений будут также активно задействованы   внимание, память, воображение. Следует отметить, что подобранные игры не требуют никаких специальных условий для их проведения: в них можно играть буквально «на ходу». При решении многих задач ребенку потребуется подсказка, совет взрослого. Такая помощь взрослого, а также его заинтересованное общение помогут малышу не только справиться с поставленной задачей, но и сделают совместную деятельность увлекательной, творческой, развивающей.            

 
Design by Wordpress Templates | Bloggerized by Free Blogger Templates | Web Hosting Comparisons