воскресенье, 20 января 2013 г.

Уроки этикета для родителей



УРОКИ ЭТИКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Уроки этикета для родителей и младших школьников В переводе с французского языка слово "этикет" означает ярлык, эти­кетка, его второе значение - строго установленный порядок поведения и формы обхождения. Большая роль в воспитании культуры пове­дения детей принадлежит взрослым. Являясь примером, они долж­ны прежде всего следить за своим поведением. Это обязательное правило культуры поведения, которая воспитывается не с помощью нравоучений, какого-то специального морализаторства, а всем образом, укладом жизни, отношениями, существующими в семье. 1. Культура внешности - один из компонентов культуры поведения Внешний вид человека играет в практике общения большую роль. Психо­логи отмечают склонность людей давать оценку достоинствам и недостат­кам кого-либо на основании только одной внешности, поскольку она вос­принимается как неотъемлемая характеристика личности. Часто человек (ребенок) кажется симпатичным не из-за физической красоты, а в силу обаяния, которое заключается в приятном, добром, веселом выражении лица. Однако иногда некоторые дети кривляются при общении, морщат лоб и нос, высоко поднимают брови, криво улыбаются, капризно вытяги­вают губы и т.п. Взрослым и детям в отношении друг к другу следует гово­рить, что это плохо, некрасиво, что при таком гримасничании ребенок ста­новится непохожим на себя. Такое поведение следует предупреждать и запрещать, чтобы у детей были открытые лица, живые приветливые глаза, красоту которых подчеркивают мимика и жесты, выработанные хорошим воспитанием. 2. Многое о культуре внешности могут рассказать походка и осанка. Втя­нутая в плечи голова говорит о неуверенности школьника. Сутулиться и шаркать ногами, как и активно двигать бедрами, семенить и подпрыгивать при каждом шаге неприлично. Ребенок должен понять, что походка и осанка красят человека и их при желании можно скорректировать. 3. Умение красиво одеваться — тоже элемент культуры внешности. Ребята должны четко усвоить, что только та одежда хороша, которая соответствует обстановке: в школе — школьная форма; дома — домашняя одежда; на прогулке - может быть спортивная, на торжестве — праздничная одежда и т.п. 4. Культура общения включает способность правильно ориентироваться в ситуации и подбирать фразы с учетом того, кому, зачем, что и как сказать. В семье большое значение имеет стиль взаимоотношений. Важно не повышать голоса, не отдавать приказы. В этом проявляется торжество ав­торитета родителей. Всем необходимо помнить, что соблюдение норм вежливости предохраняет от многих конфликтов, создает доброжелательную атмосферу, улучшает настроение. Желательно каждый день в семье начи­нать с приветствия друг друга. Хорошо, если пожелание доброго утра со­провождается физическим контактом. Мно­гие психологи считают, что при физическом контакте происходит обмен энергией, что делает ребенка сильнее. 5. Культура речи - еще одна составляющая культуры поведения. По тому, как владеет человек этим средством коммуникации, судят об уровне его воспитанности. Выработке культуры речи у младшего школьника могут помочь игры типа «Волшебные слова». Записная книжка ребенка тоже может иметь прямое отношение к куль­туре, языку, творчеству. Пусть он записывает умные высказывания писате­лей, поэтов, близких ему людей, свои, подслушанные и услышанные. Искусство общения с людьми кроме умения говорить, вести разговор включает в себя и умение внимательно слушать собеседника. Перебить че­ловека, не дать ему высказаться до конца считалось и считается верхом бес­тактности. 6. Хождение в гости — особый аспект культуры Взрослым необходимо помнить: чтобы сформировался определенный навык поведения, нужны упражнения. Для этого каждый из родителей может использовать естест­венные жизненные ситуации, создавать условия, побуждающие ребенка к нравственным поступкам, позволяющие ему на практике овладевать пра­вилами культуры поведения. 7. Составной частью бытовой культуры являются умения рационально и со вкусом организовывать внешнюю среду и свое жилище. Для младшего школьного возраста это можно сделать в виде творческого задания: у тебя достаточно материальных средств и надо оборудовать свою комнату. Мож­но попросить, чтобы это для начала он сделал на листе бумаги. Это детям очень нравится. Родители в первую очередь обязаны сформировать у детей представле­ние о том, что обстановка в жилище должна быть простой, удобной, здоро­вой, должны воспитывать стремление к комфорту. 8. Культура быта включает в себя и умение рационально использовать время. С детства родителям необходимо воспитывать у ребенка привычку к постоянному учету времени (сколько времени сегодня гулял, сколько смотрел телевизор, сколько затратил на подготовку уроков) и к планирова­нию его. Ребенок должен представлять, как он проведет свое свободное время. Однако в этом ему надо помочь, т.е. подсказать способы. Таким способом может быть записная книжка, где ребенок фиксирует дела на зав­тра. Вечером путем зачеркивания он подводит итог сделанного. Это оправ­дывается тем, что у ребят не всегда хватает умения и терпения доводить все дела до конца. Желательно ежедневно вместе с детьми организовать само­отчеты (что сделано за день, что не сделано). Причины невыполнения правил этикета: • Дети просто не знают некоторых правил. Однако незнание правил — причина простая и легко устранимая. • Некоторые правила поведения ребята знают, однако не умеют их правильно выполнять. Значит, у них не выработалась привычка, которая формируется неоднократным упражнением. • Иногда ребенок знает правила поведения, знает, как их выпол­нять, но не выполняет. Вероятнее всего это происходит из-за от­сутствия у него волевого усилия в достижении чего-то. • Часто ребята не выполняют правила, считая их ненужными, не­важными, что их просто придумали взрослые.

 
Design by Wordpress Templates | Bloggerized by Free Blogger Templates | Web Hosting Comparisons