УРОКИ ЭТИКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Уроки этикета для родителей и младших школьников В переводе с
французского языка слово "этикет" означает ярлык, этикетка, его
второе значение - строго установленный порядок поведения и формы обхождения.
Большая роль в воспитании культуры поведения детей принадлежит взрослым.
Являясь примером, они должны прежде всего следить за своим поведением. Это
обязательное правило культуры поведения, которая воспитывается не с помощью
нравоучений, какого-то специального морализаторства, а всем образом, укладом
жизни, отношениями, существующими в семье. 1. Культура внешности - один из
компонентов культуры поведения Внешний вид человека играет в практике общения
большую роль. Психологи отмечают склонность людей давать оценку достоинствам
и недостаткам кого-либо на основании только одной внешности, поскольку она
воспринимается как неотъемлемая характеристика личности. Часто человек
(ребенок) кажется симпатичным не из-за физической красоты, а в силу обаяния,
которое заключается в приятном, добром, веселом выражении лица. Однако иногда
некоторые дети кривляются при общении, морщат лоб и нос, высоко поднимают
брови, криво улыбаются, капризно вытягивают губы и т.п. Взрослым и детям в
отношении друг к другу следует говорить, что это плохо, некрасиво, что при
таком гримасничании ребенок становится непохожим на себя. Такое поведение
следует предупреждать и запрещать, чтобы у детей были открытые лица, живые
приветливые глаза, красоту которых подчеркивают мимика и жесты, выработанные
хорошим воспитанием. 2. Многое о культуре внешности могут рассказать походка
и осанка. Втянутая в плечи голова говорит о неуверенности школьника.
Сутулиться и шаркать ногами, как и активно двигать бедрами, семенить и
подпрыгивать при каждом шаге неприлично. Ребенок должен понять, что походка и
осанка красят человека и их при желании можно скорректировать. 3. Умение
красиво одеваться — тоже элемент культуры внешности. Ребята должны четко
усвоить, что только та одежда хороша, которая соответствует обстановке: в
школе — школьная форма; дома — домашняя одежда; на прогулке - может быть
спортивная, на торжестве — праздничная одежда и т.п. 4. Культура общения
включает способность правильно ориентироваться в ситуации и подбирать фразы с
учетом того, кому, зачем, что и как сказать. В семье большое значение имеет
стиль взаимоотношений. Важно не повышать голоса, не отдавать приказы. В этом
проявляется торжество авторитета родителей. Всем необходимо помнить, что
соблюдение норм вежливости предохраняет от многих конфликтов, создает
доброжелательную атмосферу, улучшает настроение. Желательно каждый день в
семье начинать с приветствия друг друга. Хорошо, если пожелание доброго утра
сопровождается физическим контактом. Многие психологи считают, что при
физическом контакте происходит обмен энергией, что делает ребенка сильнее. 5.
Культура речи - еще одна составляющая культуры поведения. По тому, как
владеет человек этим средством коммуникации, судят об уровне его
воспитанности. Выработке культуры речи у младшего школьника могут помочь игры
типа «Волшебные слова». Записная книжка ребенка тоже может иметь прямое
отношение к культуре, языку, творчеству. Пусть он записывает умные
высказывания писателей, поэтов, близких ему людей, свои, подслушанные и
услышанные. Искусство общения с людьми кроме умения говорить, вести разговор
включает в себя и умение внимательно слушать собеседника. Перебить человека,
не дать ему высказаться до конца считалось и считается верхом бестактности.
6. Хождение в гости — особый аспект культуры Взрослым необходимо помнить:
чтобы сформировался определенный навык поведения, нужны упражнения. Для этого
каждый из родителей может использовать естественные жизненные ситуации,
создавать условия, побуждающие ребенка к нравственным поступкам, позволяющие
ему на практике овладевать правилами культуры поведения. 7. Составной частью
бытовой культуры являются умения рационально и со вкусом организовывать
внешнюю среду и свое жилище. Для младшего школьного возраста это можно
сделать в виде творческого задания: у тебя достаточно материальных средств и
надо оборудовать свою комнату. Можно попросить, чтобы это для начала он
сделал на листе бумаги. Это детям очень нравится. Родители в первую очередь
обязаны сформировать у детей представление о том, что обстановка в жилище
должна быть простой, удобной, здоровой, должны воспитывать стремление к
комфорту. 8. Культура быта включает в себя и умение рационально использовать
время. С детства родителям необходимо воспитывать у ребенка привычку к
постоянному учету времени (сколько времени сегодня гулял, сколько смотрел
телевизор, сколько затратил на подготовку уроков) и к планированию его.
Ребенок должен представлять, как он проведет свое свободное время. Однако в
этом ему надо помочь, т.е. подсказать способы. Таким способом может быть
записная книжка, где ребенок фиксирует дела на завтра. Вечером путем
зачеркивания он подводит итог сделанного. Это оправдывается тем, что у ребят
не всегда хватает умения и терпения доводить все дела до конца. Желательно
ежедневно вместе с детьми организовать самоотчеты (что сделано за день, что
не сделано). Причины невыполнения правил этикета: • Дети просто не знают
некоторых правил. Однако незнание правил — причина простая и легко
устранимая. • Некоторые правила поведения ребята знают, однако не умеют их
правильно выполнять. Значит, у них не выработалась привычка, которая
формируется неоднократным упражнением. • Иногда ребенок знает правила
поведения, знает, как их выполнять, но не выполняет. Вероятнее всего это
происходит из-за отсутствия у него волевого усилия в достижении чего-то. •
Часто ребята не выполняют правила, считая их ненужными, неважными, что их
просто придумали взрослые.
|
0 коммент.:
Отправить комментарий