Из чего же складывается готовность к школе и как помочь ребенку
подготовиться к новой для него школьной жизни?
Главным показателем готовности к школе являются мотивы
учения, т.е. желание учиться в школе. Это желание может быть стимулировано
разными причинами, среди которых психологи выделяют социальные и познавательные
мотивы.
Социальные мотивы учения связаны с желанием ребенка
занять новое место в системе доступных ему общественных отношений: стать
учеником – иметь все соответствующие атрибуты (портфель, тетрадки, учебники),
ощутить себя большим, школьником.
Познавательные мотивы связаны непосредственно с учением и
с познавательными интересами ребенка. Они проявляются в интеллектуальной активности,
желании больше знать, уметь, в способности и потребности задавать вопросы и познавать
окружающий мир.
Для готового к школе ребенка обычно характерен сплав этих
двух потребностей. Он хочет учиться и потому, что стремится скорее стать
большим, занять определенную позицию в обществе, и потому, что у него появились
познавательные интересы, которые он уже не может удовлетворить дома.
Нередко у детей преобладают социальные мотивы учения, а
познавательные выражены слабо. В таком случае детей интересуют в школе не
знания, а строгое исполнение роли ученика. Ребенок ориентирован в основном на
одобрение и похвалу учителя, потому что только учитель может оценить, как он
«исполняет роль» ученика. На первых порах такая исполнительность и готовность делать
все «как надо» могут давать неплохие результаты, но как только эта роль станет
для ребенка привычной и исчерпает свою привлекательность (а это, увы,
происходит достаточно быстро), учение в школе утратит для него смысл, если,
конечно, к этому времени у него не сформируются собственно учебные мотивы.
Однако, если у ребенка доминируют познавательные мотивы
учения, а социальные практически отсутствуют, то это тоже может вызвать
существенные трудности. Такие дети обычно приходят в школу, умея читать и
считать, а в школу стремятся, чтобы больше узнать.
Стремления хорошо выполнять свои обязанности ученика,
понимания своей новой ответственности у них может и не быть. И если такому
ребенку на уроке становится скучно, он легко может заняться посторонним делом
или вовсе выйти из класса. Он учиться лишь до тех пор, пока новый материал
представляет для него познавательную ценность. Ему скучно делать все, что не
вызывает его непосредственного интереса: выполнять домашние задания,
тренировать руку к письму, решать однотипные задачи. Ученики с преобладанием
познавательной мотивации, но слабо выраженными социальными мотивами учения
могут оказаться даже менее готовыми к школьному обучению , чем дети с
преобладанием социальных мотивов.
Естественно, что индивидуальность каждого ребенка проявляется в преобладании одного из указанных мотивов,
но в какой-то форме они оба должны быть выражены.
0 коммент.:
Отправить комментарий