Если ребенок не хочет быть школьником
Для знакомства с правилами поведения в школе хороши ролевые
игры, где ребенок попеременно выполняет роль учителя, контролируя и оценивая
поведение «непослушных» учеников, то роль школьника, аккуратно выполняющего требования
школьной жизни. Можно также рассказывать о первых днях в школе, о хороших и не
очень хороших учениках. Важно при этом, не запугивая и не вызывая тревожность
ребенка, показать привлекательность и ответственность его будущей позиции,
сделать переход к новой, школьной жизни значимым и желанным, создать у него
образ «Я - ученик».
Как правило, дети пяти-шести лет уже имеют представление о
своем школьном будущем и стремятся в школу. Чаще у дошкольников отсутствует познавательная
мотивация к учению. Сформировать ее гораздо труднее, чем социальную мотивацию.
Для этого нужно открыть ребенку радость умственной работы, разбудить любознательность
и познавательную активность.
Начинать лучше опять же с игр, но не с сюжетно-ролевых, а с
игр-загадок, в которых в скрытой или явной форме содержится посильная для
ребенка задача. Таких игр множество. Они не только будят познавательную активность,
но и развивают мышление, внимание и память ребенка, что также является важнейшим
условием готовности к школе.
Игры, пробуждающие
познавательную активность.
Пуговицы
Играют двое. Перед каждым играющим одинаковый набор пуговиц и
игровое поле, представляющее собой квадрат, разделенный на клетки. Игра тем сложнее,
чем больше используется пуговиц и чем больше клеток в квадрате.
Игра начинается с тремя пуговицами на игровом поле из четырех
или шести клеток. Начинающий игру выставляет на своем поле три пуговицы. Второй
участник должен посмотреть на расположение пуговиц, запомнить, где какая лежит,
после чего первый игрок накрывает листиком бумаги свое игровое поле, а второй
должен выбрать из своего набора нужные пуговицы и расставить их точно так же на
своем игровом поле. Затем первый игрок открывает свое поле и проверяется
правильность решения задачи, после чего игроки меняются ролями и игра продолжается.
Количество пуговиц и клеток на поле последовательно увеличивается.
Чтобы облегчить ребенку решение этой достаточно сложной для
него задачи, можно сначала проговаривать вместе с ним расположение пуговиц на
клетках: «Красная большая – в левом нижнем углу, черная маленькая – в центре,
желтая – сверху, в середине». Такое проговаривание поможет ребенку
сосредоточиться на задаче и решить ее.
Что изменилось?
На столе ставят несколько предметов или небольших игрушек.
Ребенку предлагают запомнить, что находится на столе, затем его просят
отвернуться или закрыть глаза и убирают один из предметов. После этого
предлагают отгадать, какой именно предмет исчез.
Другим вариантом той же игры является отгадывание изменений в
расположении предметов. Ребенку предлагается запомнить, что и в каком порядке находится
на столе, а затем взрослый меняет местами несколько предметов и предлагает отгадать,
что изменилось.
Если эта игра слишком трудна, можно так же, как и в
предыдущей, использовать совместное проговаривание.
Поезд
Для этой игры потребуется 10 разных картинок одинакового
размера. Каждая картинка – вагончик. Взрослый и ребенок берут по пять картинок
и, выкладывая их по очереди, начинают строить поезд.
Как известно, у каждого поезда вагоны скрепляются друг с
другом, чтобы не отцепиться на ходу. Вагончики-картинки тоже должны быть
скреплены какой-то логической связью. Например, ложку можно скрепить с тарелкой,
потому что и ложка, и тарелка-посуда. После тарелки можно положить вазу для
цветов, потому что они сделаны из одинакового материала, а потом положить
поливальную машину, потому что и в вазу, и в машину набирают воду и т.д.
Главное, чтобы ребенок объяснил свое «скрепление». Когда поезд будет готов,
проверьте вместе, как скреплены вагоны.
Игру можно проводить неоднократно, меняя картинки и их
порядок. Эта игра хорошо развивает логическое мышление.
Ценность игр:
Во-первых, такие игры вызывают интерес детей к решению умственных задач, делают умственную работу увлекательной, что создает
познавательную мотивацию к учению.
Во-вторых, они развивают познавательные способности
ребенка: сосредоточенность
на задаче, умение мобилизоваться, быть внимательным. Очевидно, что такая
умственная и познавательная готовность совершенно необходима для обучения в
школе.
В-третьих, такие игры учат ребенка
правильно оценивать свои возможности. Признать свои ошибки и промахи, увидеть свое неумение очень
трудно для дошкольника, но без этого никакое обучение невозможно. В игре все
это достигается естественно и без психологических травм. Ведь умение
проигрывать, как и стремление выигрывать, - главное условие игры, и его надо
воспитывать.
В-четвертых, эти игры учат ребенка владеть
собой, развивают
произвольность поведения.
Игры, развивающие
произвольность поведения
Попросите ребенка
закрыть глаза и не подглядывать, пока вы готовите для него новую игру или
какой-то сюрприз. Сможет ли он выдержать пять-семь минут такого ожидания? Или
попробуйте по очереди строить домик из кубиков, но чтобы ребенок не вмешивался
и не пытался помогать, пока вы делаете свою постройку.
Подходят для этого и словесные игры с правилами, требующими
задержки своего непосредственного ответа: не говорить сразу того, что знаешь.
Можно также поиграть в вопросы без ответов. Вы задаете ребенку очень простые
вопросы, на которые хочется сразу ответить: «Вороны летают?», «Ты мальчик или девочка?».
Отвечать на эти вопросы можно только жестами и мимикой.
Ценность игр:
Дошкольник – существо непосредственное. Он делает и говорит
то, что хочет, и не задумывается, как именно и почему он это делает. Но эта
непосредственность, которая очень мила в семье, мало приемлема в школе. Эти
игры помогают сдержать привычное, импульсивное движение или слово, которое
«вырывается» само собой.
Создать позитивную
установку в обучении можно,
если будут учитываться
следующие правила:
ü Дошкольник учится в игре, где активно
и равноправно участвуют взрослые.
ü Необходимо учитывать принцип «от
простого к сложному». Если ребенок отвечает неуверенно, то вернитесь к простым
заданиям, играм, изменяя их содержание, но оставляя цель.
ü Не забывайте оценивать успехи, а при
неудачах одобряйте действия ребенка словами: «Если бы ты сделал так (показ,
объяснение), то было бы еще лучше».
0 коммент.:
Отправить комментарий