ü Общаясь с ребенком, не подрывайте
авторитет других значимых для него людей. (Например, нельзя говорить ребенку:
"Много ваши учителя понимают! Бабушку лучше слушай!")
ü Будьте последовательны в своих
действиях, не запрещайте ребенку без всяких причин то, что вы разрешали раньше.
ü Учитывайте возможности детей, не
требуйте от них того, что они не могут выполнить. Если ребенку с трудом дается
какой-либо учебный предмет, лучше лишний раз помогите ему и окажите поддержку,
а при достижении даже малейших успехов не забудьте похвалить.
ü Доверяйте ребенку, будьте с ним
честными и принимайте таким, какой он есть.
ü Если по
каким-либо объективным причинам ребенку трудно учиться, выберите для него
кружок по душе, чтобы занятия в нем приносили ему радость и он не чувствовал
себя ущемленным.
ü Избегайте
состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость.
ü Не
сравнивайте ребенка с окружающими.
ü Чаще
используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию.
ü Способствуйте
повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.
ü Чаще
обращайтесь к ребенку по имени.
ü Демонстрируйте
образцы умеренного поведения, будьте во всем примером ребенку.
ü Не
предъявляйте к ребенку завышенных требований.
ü Будьте
последовательны в воспитании ребенка.
ü Старайтесь
делать ребенку как можно меньше замечаний.
ü Используйте
наказание лишь в крайних случаях.
ü Не унижайте
ребенка, наказывая его.
Что такое тревожность?
Тревожность - это "индивидуальная
психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать
беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких,
которые к этому не предрасполагают".
Следует отличать тревогу от тревожности. Если тревога
- это эпизодические проявления беспокойства, волнения ребенка, то тревожность
является устойчивым состоянием. Например отмечается, что ребенок волнуется
перед выступлениями на празднике или отвечая у доски. Но это беспокойство
проявляется не всегда, иногда в тех же ситуациях он остается спокойным. Это -
проявления тревоги. Если же состояние тревоги повторяется часто и в самых
разных ситуациях (при ответе у доски, общении с незнакомыми взрослыми и т. д.),
то следует говорить о тревожности.
Тревожность не связана с какой-либо определенной ситуацией и проявляется
почти всегда. Это состояние сопутствует человеку в любом виде деятельности.
Когда же человек боится чего-то конкретного, мы говорим о проявлении страха.
Например, страх темноты, страх высоты, страх замкнутого пространства.
Страх может развиваться у человека в любом возрасте:
у детей от одного года до трех лет нередки ночные страхи, на 2-м году жизни,
наиболее часто проявляется страх неожиданных звуков, страх одиночества, страх
боли (и связанный с этим страх медицинских работников). В 3-5 лет для детей
характерны страхи одиночества, темноты и замкнутого пространства. В 5-7 лет
ведущим становится страх смерти. От 7 до 11 лет дети больше всего боятся
"быть не тем, о ком хорошо говорят, кого уважают, ценят и понимают".
Каждому ребенку присущи определенные страхи. Однако
если их очень много, то можно говорить о проявлениях тревожности в характере
ребенка. До настоящего времени еще не
выработано определенной точки зрения на причины возникновения тревожности. Но
большинство ученых считает, что в дошкольном и младшем школьном возрасте одна
из основных причин кроется в нарушении детско-родительских отношений.
Также тревожность развивается вследствие наличия у
ребенка внутреннего конфликта, который может быть вызван:
1.
Противоречивыми требованиями, предъявляемыми родителями, либо родителями и
школой (детским садом). Например, родители не пускают ребенка в школу из-за
плохого самочувствия, а учитель ставит "двойку" в журнал и отчитывает
его за пропуск урока в присутствии других детей.
2.
Неадекватными требованиями (чаще всего завышенными). Например, родители
неоднократно повторяют ребенку, что он непременно должен быть отличником, не
могут и не хотят смириться с тем, что сын или дочь получает в школе не только
"пятерки" и не является лучшим учеником класса.
3.
Негативными требованиями, которые унижают ребенка, ставят его в зависимое
положение. Например, воспитатель или учитель говорят ребенку: "Если ты
расскажешь, кто плохо себя вел в мое отсутствие, я не сообщу маме, что ты
подрался".
Специалисты считают, что в дошкольном и младшем
школьном возрасте более тревожны мальчики, а после 12 лет - девочки. При этом
девочки больше волнуются по поводу взаимоотношений с другими людьми, а
мальчиков в большей степени беспокоят насилие и наказание. Совершив какой-либо
"неблаговидный" поступок, девочки переживают, что мама или педагог
плохо о них подумают, а подружки откажутся играть с ними. В этой же ситуации
мальчики, скорее всего, будут бояться, что их накажут взрослые или побьют
сверстники.
Через 6 недель после начала учебного года у школьников
обычно повышается уровень тревожности, и они нуждаются в 7-10-дневном отдыхе.
Тревожность ребенка во многом зависит от уровня тревожности окружающих его
взрослых. Высокая тревожность педагога или родителя передается ребенку. В
семьях с доброжелательными отношениями дети менее тревожны, чем в семьях, где
часто возникают конфликты.
Интересен тот факт, что после развода родителей, когда,
казалось бы, в семье закончились скандалы, уровень тревожности ребенка не
снижается, а, как правило, резко возрастает.
Существует закономерность: тревожность детей
возрастает в том случае, если родители не удовлетворены своей работой, жилищными
условиями, материальным положением. Может быть, именно поэтому в наше время
число тревожных детей неуклонно растет. Авторитарный стиль родительского
воспитания в семье тоже не способствует внутреннему спокойствию ребенка.
Существует мнение, что учебная тревожность начинает
формироваться уже в дошкольном возрасте. Этому могут способствовать как стиль
работы воспитателя, так и завышенные требования к ребенку, постоянные сравнения
его с другими детьми. В некоторых семьях на протяжении всего года, предшествующего
поступлению в школу, в присутствии ребенка ведутся разговоры о выборе "достойной"
школы, "перспективного" учителя. Озабоченность родителей передается и
детям. Кроме того, родители нанимают ребенку многочисленных учителей, часами выполняют
с ним задания. Неокрепший и еще не готовый к такому интенсивному обучению
организм ребенка иногда не выдерживает, малыш начинает болеть, желание учиться
пропадает, а тревожность по поводу грядущего обучения стремительно возрастает. Тревожность
может быть сопряжена с неврозом или с другими психическими расстройствами. В
этих случаях необходима помощь медицинских специалистов.
0 коммент.:
Отправить комментарий