Интерес – явление очень сложное. Обращаясь к
его изучению, мы можем обнаружить прежде всего такие его свойства, которые
связаны с познавательным отношением человека к миру. Именно это стремление к
познанию нового объединяет все проявления интереса. Движение к новым, более
высоким рубежам предполагает самое серьезное отношение к проблеме воспитания
интереса.
ЛЮБОПЫТСТВО.
Есть такой период человеческой жизни, когда ребенок как бы
моделирует подобный способ отношения к миру, когда любопытство становится
главным его качеством. Этот период – возраст от 2 до 5 лет. Любопытством командует,
прежде всего чувство, а не разум.
ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ.
Мыслить – значит, искать, промышлять, доставать то, что
скрыто за внешними обстоятельствами, где всегда перемешаны связи существенные и
несущественные, случайные. Надо обнаружить существенную, закономерную связь, в
действительности, объединяющую явления.
Любознательные не удовлетворяются свидетельством, они
погружаются в само дело. Любознательные
дети по темпераменту скорее флегматики: любознательность требует усидчивости,
терпения, спокойствия, сосредоточенности. Их отличают упорство в достижении
цели, устойчивость в своих убеждениях.
При всем разнообразии форм проявления интересов очевидны два
различных его вида (уровня): любопытство и любознательность. Их психологическое
родство проявляется, во-первых, в том, что мы всегда сталкиваемся с желанием
получить определенные сведении. Во-вторых, оно всегда проявляется в форме
удивления – чувстве ощущения нового, поэтому заинтересованный человек ощущает
эмоциональную приподнятость, своеобразную «радость познания». Наконец, всех
зараженных интересом объединяет характерная умственная раскованность, свежесть
работы мысли.
Что мешает возвышению интереса, переходу с одного уровня на
другой. И что нам нужно делать, чтобы способствовать этому возвышению. Но
прежде, чем искать ответ, необходимо более пристально рассмотреть другое
знакомое психологическое явление.
Нормальным, обычным является совершение действия под влиянием
интереса к делу. Действие под влиянием тревожности психологически ненормальное,
необычное. Тревожность показатель того факта, что в деятельности человека
волнует не ее содержание, а оценка со стороны других людей, мнение которых ему
не безразлично. Она интегральный показатель таких внешних побудителей деятельности.
Поэтому тревожность, как мотив поведения, противоположна интересу, тревожность
есть антиинтерес: спираль, ведущая не вверх, а вниз, а точнее к очень серьезным
последствиям для личности.
Посмотрите, как работает ребенок, когда ему интересно.
Удовольствие буквально написано на его
лице. Светятся глаза, движения легкие, свободные быстрые. Он делает СВОЕ дело,
интересное и важное ему самому. Делает успешно. Положительные эмоции
сопровождают интерес, они - точный сигнал о том, что деятельность ребенку
приятна, доставляет наслаждение.
Обостряется зрение, улучшается слух. Психологи обнаружили,
что в ситуации интереса ребенок во много раз лучше видит и слышит, чем обычно.
Мысль работает ясно, четко, откуда-то приходят решения,
настолько точно они отвечают характеру задачи. Она поглощает его целиком, всю
его личность, отключает от окружающего мира, ко всему остальному он в данный
момент глух и слеп. И потому так трудно бывает отвлечь ребенка для выполнения
других, может быть не менее интересных и важных дел.
Но вот ребенок, которому что-либо не интересно. Как он
томится над книгой, которую надо прочесть, или манной кашей, которую надо
обязательно съесть. Его тельце напряжено, он то беспокойно ерзает, то
беспокойно оглядывается по сторонам, как бы ища спасения откуда-то от немилой
духовной или иной пищи. Уж какая тут работа органов чувств – он перестает
вообще что-либо видеть и слышать.
Мозг тупеет, отрицательные эмоции притупляют и интеллект. Ребенок
кажется глупым, неспособным, куда-то деваются приобретенные им умения, он
неловок, все у него валится из рук.
Истоки учебной тревожности могут заключаться в
психологических особенностях самого ребенка (медлительность), со стороны других
взрослых (родителей, воспитателей) – порицания, плохое оценивание результатов
ребенка, наказания, недовольство его трудовой и учебной деятельностью.
Так тревожность порождает у маленького человека неуверенность
в себе. Теряются объективные ориентиры в оценке собственных возможностей.
Переживание невозможности соответствовать ожиданиям и
требованиям людей, от которых ребенок зависит, и в то же время оставаться самим
собой порождает неразрешимый внутренний конфликт. Он сопровождается чувством неопределенности,
неуверенности в себе, различными страхами. Поведение становится амбивалентным:
завышенная самооценка (как компенсация за неудачи), эгоизм, самомнение
сопровождается неверием в свои силы, тревогой по поводу своей никчемности.
Формируются "тормозные" черты характера: избегание общения, новизны,
осторожность, индивидуализм.
ЧТО ЗНАЧИТ - ВОСПИТАТЬ ИНТЕРЕС?
Предмет вообще... Вот что интересует ребенка в первую
очередь. Он как бескорыстный исследователь идет от общего к частному, от общих
свойств предмета к конкретному их сочетанию, определяющему специфику вещи.
Мышление, которое развивается под влиянием такого интереса, Л. Выготский назвал
комплексным, направленным на выделение различных
сторон предмета. Здесь перед ребенком предмет как целостное образование во всем
многообразии его свойств. Такое мышление - элементарная форма целостного
познания. Но постепенно перед ребенком начинает открываться та сторона
предмета, которая делает его вещью, то есть предметом потребления. Он начинает
подражать взрослому в использовании предмета, но и его функции, которая,
очевидно, прежде всего, связана со способом его употребления. И вот эта их
очевидная связь, интерес ребенка к способу обращения с предметом открывают
перед взрослым простор для проявления
воспитательных способностей.
Но одновременно с естественным для нас интересом к
способам обращения с вещами ребенок совершает с ними действия, с нашей точки
зрения, неестественные. Уже зная функцию предмета, он пытается сотворить с ним
что-то еще: вывернуть предмет, так сказать на изнанку, разбить его, разобрать.
Мы решительно пресекаем такие попытки, даже, если они
касаются не только предметов быта (часы, например), но и игрушек.
Достоянием мысли ребенка то, что узнает его рука. В
последствии мысль может задавать загадке руке.
Мышление маленького ребенка, прежде всего, наглядно-действенное.
Предмет обязательно должен находиться в поле восприятия, и должна быть возможность
что-то с ним сделать.
Конечно, познавать внутреннее содержание, суть
предмета ребенок без взрослого по-настоящему не может.
Ребенок, экспериментируя со взрослым, обнаружит массу
новых, интересных для себя сведений, обратит внимание на ряд важнейших качеств
предмета.
Роль взрослого - не подменять ребенка, не давать ему
готовых ответов, а организовать его жизнь так, чтобы он искал ответ сам.
Развитие интереса, мышления, психики происходит тогда
и там, где ребенок, знакомясь с человеческим миром, открывает одновременно и
функцию предметов, и способ их происхождения.
Сохранить удивление ребенка перед окружающим миром -
вот какая сложная задача стоит перед родителями в дошкольном периоде его
развития.
Удивление - это всегда встреча с неожиданным, с загадкой
и тайной. интересы маленького ребенка органично связаны с верой в чудо. Но
приходит такое время в развитии личности ребенка, когда надо научить его
сомневаться.
В ходе эксперимента, проведенного под руководством
профессора О. Тихомирова и доктора В. Райкова, был сделан главный вывод:
повышение эффективности деятельности происходит не за счет изменения ее операционального
состава, т.е. овладения средствами деятельности, а лишь за счет создания нового
отношения, интереса личности. Деятельность пробуждала не способность, а интерес, вела личность человека.
Развитие ребенка, как и его саморазвитие, - через
трудности, но и через интерес. И именно потому, что рядом есть все понимающий
взрослый, который не указывает, а направляет, не опекает, а сотрудничает, -
интерес этот ширится и углубляется, становится стержнем растущей человеческой
личности.
0 коммент.:
Отправить комментарий