пятница, 4 января 2013 г.

Личностная готовность ребёнка к школе


Личностная готовность ребёнка к школе

...Внешние аксессуары школьной жизни, желание сменить обстановку действительно кажутся заманчивыми старшему дошкольнику. Но оказывается, это еще не основные мотивы.
...Важно, чтобы школа привлекала ребенка своей главной деятельностью — учением.
...Если ребенок не готов к социальной позиции школьника, то далее при на­личии у чего необходимого запаса  умений и навыков, уровня интеллектуального развития ему трудно в школе. Ведь не всегда высокий уровень  интеллектуального  развития совпадает с личностной готовностью.
Такие первоклассники ведут себя в школе, как говорится, по-детски, учатся очень неровно. Иx успехи налицо, если занятия вызывают у них непосред­ственный интерес. Но если eго нет и выполнять учебное задание следует из чувст­ва долга и ответственности, то делается оно небрежно, наспех, нужный результат достигается с трудом.
...Еще хуже, если дети не хотят идти в школу. Они вызывают особую тревогу, «Нет, не хочу и школу, там двойки ставят, дома ругать будут», «Хочу, но боюсь!», «Не хочу в школу - там программа трудная и играть будет неко­гда». Причина подобного отношения к школе, как правило, результат ошибок воспитания. Нередко к нему приводит запугивание детей школой, что очень опасно, вредно, особенно по отношению к робким, не уверенным в себе детям («Ты же двух слов связан, не умеешь, как ты в школу пойдешь?», «Вот пой­дешь в школу, там тебе покажут!»). Можно понять боязнь и тревогу таких де­тей, связанную с предстоящим обучением. И сколько же терпения, внимания, времени придется уделить потом этим детям, чтобы изменить их отношение к школе, вселить веру в собственные силы! А чего будут стоить первые шаги в школе самому ребенку!
...Важно, чтобы сообщаемый детям материал о школе был не только по­нят, но и прочувствован, пережит ими, непременным условием чего является включение детей в деятельность, активизирующую как сознание, так и чувства. Разнообразны конкретные методы, средства, используемые для этого: со­вместное (семейное) чтение художественной литературы, организация книжного уголка в семье для ребенка, обращение при детях к семейной биб­лиотеке в поисках решения возникшей проблемы, просмотр диафильмов, фильмов о школе, телепередач о школьной жизни с последующими обсужде­нием, привлечение младших детей к школьным праздникам старших сыно­вей и дочерей, рассказы родителей о своих любимых учителях, показ фото­графии, грамот, связанных со школьными годами родителей, знакомство с пословицами, поговорками, в которых славится ум, подчеркивается значе­ние книги, учения, создание условий для игры в школу и непосредственное участие в ней, например, в роли учителя и др.
...Волевая готовность ребенка к школе. Серьезного внимания требует формирование и волевой готовности будущего первоклассника. Ведь его ждет напряженный труд, от него понадобится умение делать не только то, что ему хочется, но то, что от него потребуют учитель, школьный режим, программа. А это не так-то просто, когда в портфеле у тебя новенький значок и хочется поде­литься с товарищем по парте последними важными новостями. Но чтобы делать не только приятное, но и необходимое, нужно волевое усилие, способность управлять своим поведением, своей умственной деятельностью — вниманием, мышлением, памятью.
К концу дошкольного возраста происходит оформление основных структурных элементов волевого действия — ребенок способен поста­вить цель, принять решение, наметишь план действия, исполнишь, peaлизовать его, проявить определенное усилие в процессе преодоления пре­пятствия, оценить результат своего волевого действия.
Правда, выделяемые цели еще не всегда достаточно устойчивы и осознанны; удержание цели в значительной степени определяется трудностью задания, дли­тельностью его выполнения.
Все исследователи развития воли у детей отмечают, что в дошко­льном возрасте цель успешнее достигается в игровой ситуации...
Понимающие это родители во время генеральной уборки квартиры, на­пример, превращаю! ее в палубу корабля. Как не стараться сыновьям-«матросам», как не выполнить требования мамы-«капитана»! И труд превраща­ется в праздник для ребенка.
Произвольность в поведении 6-летнего ребенка проявляется... в преднаме­ренном заучивании стихотворения, в способности побороть непосредственное же­лание, отказаться от привлекательного занятия, игры ради выполнения поручения взрослого, общественного поручения (дежурство по столовой и т.д.), оказания по­мощи маме. Она и в умении побороть боязнь (пойти в темную комнату, в кабинет зубного врача), преодолеть боль, не заплакать при ушибе.
...Шестилетний ребенок оказывается способным соподчинить мотивы своего поведения - это очень важно. Важно в плане развития его личности, важ­но для создания предпосылок развития воли. Поэтому так необходимо в этом воз­расте развить способность действовать по моральным мотивам, отказываться, ру­ководствуясь этими мотивами, от того,  что непосредственно привлекает.
...Поэтому, как показывают специальные психологические исследо­вания, первостепенное значение в формировании воли имеет воспитание мотивов достижения цели. Формирование у детей не боязни трудностей (принятие их), стремлении не пасовать перед ними, а разрешать их, не от­казываться от намеченной цели при столкновении с препятствиями все это поможет ребенку самостоятельно или лишь при незначительной помощи преодолеть трудности, которые возникнут у него в первом классе.









 
Design by Wordpress Templates | Bloggerized by Free Blogger Templates | Web Hosting Comparisons