Личностная готовность ребёнка к школе
...Внешние
аксессуары школьной жизни, желание сменить обстановку действительно кажутся
заманчивыми старшему дошкольнику. Но оказывается, это
еще не основные мотивы.
...Важно, чтобы школа
привлекала ребенка своей главной деятельностью — учением.
...Если ребенок не готов
к социальной позиции школьника, то далее при наличии у чего необходимого запаса
умений и навыков, уровня интеллектуального развития ему трудно в школе. Ведь не всегда высокий уровень интеллектуального развития совпадает с личностной готовностью.
Такие
первоклассники ведут себя в школе, как говорится, по-детски, учатся
очень неровно. Иx
успехи налицо, если занятия вызывают у них непосредственный интерес. Но если eго нет и выполнять
учебное задание следует из чувства долга и
ответственности, то делается оно небрежно, наспех, нужный результат достигается
с трудом.
...Еще хуже, если дети не
хотят идти в школу. Они вызывают особую тревогу, «Нет, не хочу и школу, там двойки ставят, дома ругать будут», «Хочу,
но боюсь!», «Не хочу в школу - там программа трудная и играть будет некогда». Причина подобного отношения к школе, как правило,
результат
ошибок воспитания. Нередко к нему приводит запугивание детей школой,
что очень опасно, вредно, особенно
по отношению к робким, не уверенным в себе детям («Ты же двух слов связан, не умеешь, как ты в
школу пойдешь?», «Вот пойдешь в
школу, там тебе покажут!»). Можно понять боязнь и тревогу таких детей, связанную с предстоящим обучением. И сколько
же терпения, внимания, времени придется уделить потом этим детям, чтобы
изменить их отношение к школе, вселить
веру в собственные силы! А чего будут стоить первые шаги в школе самому
ребенку!
...Важно,
чтобы сообщаемый детям материал о школе был не только понят, но и
прочувствован, пережит ими, непременным условием чего является включение детей в
деятельность, активизирующую как сознание, так и чувства. Разнообразны
конкретные методы, средства, используемые для этого: совместное (семейное)
чтение художественной литературы, организация книжного уголка в семье для ребенка, обращение при детях к семейной библиотеке в поисках решения возникшей проблемы,
просмотр диафильмов, фильмов о школе,
телепередач о школьной жизни с последующими обсуждением, привлечение младших детей к школьным
праздникам старших сыновей и дочерей,
рассказы родителей о своих любимых учителях, показ фотографии, грамот, связанных
со школьными годами родителей, знакомство с пословицами, поговорками, в которых
славится ум, подчеркивается значение
книги, учения, создание условий для игры в школу и непосредственное участие в ней, например, в роли учителя и др.
...Волевая готовность ребенка к школе. Серьезного внимания
требует формирование и волевой готовности
будущего первоклассника. Ведь его ждет напряженный труд, от него
понадобится умение делать не только то, что ему
хочется, но то, что от него потребуют учитель, школьный режим, программа. А это не так-то просто, когда в портфеле у тебя
новенький значок и хочется поделиться
с товарищем по парте последними важными новостями. Но чтобы делать не
только приятное, но и необходимое, нужно волевое усилие, способность управлять
своим поведением, своей умственной деятельностью — вниманием, мышлением, памятью.
К концу дошкольного
возраста происходит оформление основных структурных элементов волевого действия — ребенок способен поставить цель, принять
решение, наметишь план действия, исполнишь, peaлизовать его, проявить
определенное усилие в процессе преодоления препятствия, оценить результат своего
волевого действия.
Правда,
выделяемые цели еще не всегда достаточно устойчивы и осознанны; удержание
цели в значительной степени определяется трудностью задания, длительностью
его выполнения.
Все исследователи
развития воли у детей отмечают, что в дошкольном возрасте цель успешнее достигается в игровой
ситуации...
Понимающие
это родители во время генеральной уборки квартиры, например,
превращаю! ее в палубу корабля. Как не стараться сыновьям-«матросам»,
как не выполнить требования мамы-«капитана»! И труд превращается
в праздник для ребенка.
Произвольность
в поведении 6-летнего ребенка проявляется... в преднамеренном
заучивании стихотворения, в способности побороть непосредственное желание,
отказаться от привлекательного занятия, игры ради выполнения поручения взрослого,
общественного поручения (дежурство по столовой и т.д.), оказания помощи
маме. Она и в умении побороть боязнь (пойти в темную комнату, в кабинет зубного
врача), преодолеть боль, не заплакать при ушибе.
...Шестилетний
ребенок оказывается способным соподчинить мотивы своего поведения - это очень важно. Важно
в плане развития его личности, важно для
создания предпосылок развития воли. Поэтому так необходимо в этом возрасте развить способность действовать по моральным
мотивам, отказываться, руководствуясь
этими мотивами, от того, что
непосредственно привлекает.
...Поэтому, как
показывают специальные психологические исследования, первостепенное значение в формировании
воли имеет воспитание мотивов достижения цели. Формирование у детей не боязни трудностей (принятие их), стремлении
не пасовать перед ними, а разрешать их, не отказываться от намеченной цели при столкновении с препятствиями —
все это поможет
ребенку самостоятельно или лишь при незначительной помощи преодолеть
трудности, которые возникнут у него в первом классе.
0 коммент.:
Отправить комментарий