ЖЕЛАНИЕ УЧИТЬСЯ И ГОТОВНОСТЬ
УЧИТЬСЯ - В ЧЕМ РАЗНИЦА?
Большинство
родителей почти сразу ответят, что их дети хотят идти в школу и, следовательно,
мотивационная готовность у них есть. Однако это не совсем так.
Желание пойти в школу и желание учиться отличаются друг от друга. Особенно существенной
является разница в школьной мотивации у детей 6 и 7 лет.
Ребенок
может хотеть в школу потому, что все его сверстники туда пойдут, потому, что слышат дома —
попасть в эту гимназию очень важно и почетно, наконец, потому, что к школе он получит красивый ранец и целый набор
других подарков. Кроме того, все новое привлекает детей, а в школе - и
классы, и учительница, и систематические
занятия являются для них новыми.
Однако
это еще не значит, что дети осознали важность учебы и готовы прилежно
трудиться. Просто они поняли, что учиться в школе гораздо важнее и
почетнее, чем ходить в детский сад или сидеть дома с мамой, бабушкой. Дети в 6 лет уже хорошо
понимают, что вы можете отказать им в покупке куклы или машинки, но не можете не купить ранца или учебников,
так как первое, например, диктуется только вашим добрым отношением к
ребенку, а второе - обязанностью перед ним.
Точно
так же дети видят, что взрослые могут прервать их самую интересную игру,
но не мешают старшим братьям или сестрам, когда те засиживаются за уроками.
Поэтому ваш ребенок и стремится в школу, так как он хочет быть взрослым, иметь
определенные права, например на многочисленные школьные принадлежности, а также
закрепленные за ним обязанности -
ежедневно ходить в школу, готовить
уроки (которые и обеспечивают ему новое положение в семье и привилегии). Пусть он еще полностью не осознает, что
для этого ему придется пожертвовать
игрой или прогулкой, но в принципе он знает и принимает тот факт, что уроки нужно делать. Именно это стремление стать учеником,
выполнять установленные пpaвилa поведения, иметь конкретные права и обязанности и составляет «внутреннюю позицию школьника»,
основу готовности к школе.
Мотивационная готовность
к обучению, или, как ее еще называют, познавательная мотивация, не возникает на пустом
месте, а развивается постепенно. Первым этапом является интерес к внешней
стороне учебы, к процессу обучения, то есть к походу в школу, к школьным принадлежностям, к правилам
поведения в школе. Конечно, такой интерес недолог и быстро, в течение 2-3 месяцев, исчезает. Именно тогда и должен возникнуть интерес к содержанию занятии, к
получению новых знаний, то есть
собственно познавательная мотивация. Однако это уже зависит от того, как и чему, вши ребенок будет учиться в
школе, какая помощь его ждет дома. Мы же с нами сейчас говорим
только о готовности, то есть о состоянии, которое
предшествует приходу в школу. А в этот момент как раз внутренняя позиция
школьника, то есть стремление поступить в школу и желание соблюдать школьные обязанности, и является основой психологической
готовности, гарантией того, что в
новой среде ребенок будет чувствовать себя комфортно.
Без такой готовности, как
бы хорошо ребенок ни умел читать и писать, он не сможет успешно учиться: школьная
обстановка будет ему в тягость, и он
постарается выйти us нее любой ценой.
Таким
образом, мотивационная готовность имеет не меньшее значение, чем
интеллектуальная, хотя именно о ней часто забывают не только родители, но и педагоги.
0 коммент.:
Отправить комментарий