пятница, 4 января 2013 г.

ЖЕЛАНИЕ УЧИТЬСЯ И ГОТОВНОСТЬ УЧИТЬСЯ - В ЧЕМ РАЗНИЦА?


ЖЕЛАНИЕ УЧИТЬСЯ И ГОТОВНОСТЬ

УЧИТЬСЯ - В ЧЕМ РАЗНИЦА?


Большинство родителей почти сразу ответят, что их дети хотят идти  в шко­лу и, следовательно, мотивационная готовность у них есть. Однако это не совсем так. Желание пойти в школу и желание учиться отличаются друг от друга. Особенно существенной является разница в школьной мотивации у детей 6 и 7 лет.
Ребенок может хотеть в школу потому, что все его сверстники туда пойдут, потому, что слышат дома — попасть в эту гимназию очень важно и почетно, на­конец, потому, что к школе он получит красивый ранец и целый набор других подарков. Кроме того, все новое привлекает детей, а в школе - и классы, и учи­тельница, и систематические занятия являются для них новыми.
Однако это еще не значит, что дети осознали важность учебы и готовы прилежно трудиться. Просто они поняли, что учиться в школе гораздо важнее и почетнее, чем ходить в детский сад или сидеть дома с мамой, бабушкой. Дети в 6 лет уже хорошо понимают, что вы можете отказать им в покупке куклы или ма­шинки, но не можете не купить ранца или учебников, так как первое, например, диктуется только вашим добрым отношением к ребенку, а второе - обязанно­стью перед ним.
Точно так же дети видят, что взрослые могут прервать их самую интересную игру, но не мешают старшим братьям или сестрам, когда те засиживаются за уро­ками. Поэтому ваш ребенок и стремится в школу, так как он хочет быть взрослым, иметь определенные права, например на многочисленные школьные принад­лежности, а также закрепленные за ним обязанности -  ежедневно ходить в шко­лу, готовить уроки (которые и обеспечивают ему новое положение в семье и при­вилегии). Пусть он еще полностью не осознает, что для этого ему придется по­жертвовать игрой или прогулкой, но в принципе он знает и принимает тот факт, что уроки нужно делать. Именно это стремление стать учеником, выполнять установленные пpaвилa поведения, иметь конкретные права и обязанности и составляет «внутреннюю позицию школьника», основу готовности к школе.
Мотивационная готовность к обучению, или, как ее еще называют, познавательная мотивация, не возникает на пустом месте, а развивается постепенно. Первым этапом является интерес к внешней стороне учебы, к процессу обучения, то есть к походу в школу, к школьным принад­лежностям, к правилам поведения в школе. Конечно, такой интерес недо­лог и быстро, в течение 2-3 месяцев, исчезает. Именно тогда и должен возникнуть интерес к содержанию занятии, к получению новых знаний, то есть собственно познавательная мотивация. Однако это уже зависит от того, как и чему, вши ребенок будет учиться в школе, какая помощь его ждет дома. Мы же с нами сейчас говорим только о готовности, то есть о со­стоянии, которое предшествует приходу в школу. А в этот момент как раз внутренняя позиция школьника, то есть стремление поступить в школу и же­лание соблюдать школьные обязанности, и является основой психологической готовности, гарантией того, что в новой среде ребенок будет чувствовать себя комфортно.
Без такой готовности, как бы хорошо ребенок ни умел читать и пи­сать, он не сможет успешно учиться: школьная обстановка будет ему в тягость, и он постарается выйти us нее любой ценой.
Таким образом, мотивационная готовность имеет не меньшее значение, чем интеллектуальная, хотя именно о ней часто забывают не только родители, но и педагоги.










 
Design by Wordpress Templates | Bloggerized by Free Blogger Templates | Web Hosting Comparisons