Обсуждая вопрос: «Готов ли к школе
ребенок?» - мы подчас забываем, что не
менее важным является и другой вопрос: «А готовы ли к ней родители?»
Как показывает опыт, большинство пап и .мам
не подготовлены к началу нового периода
в жизни ребенка. На наш взгляд,
родители:
- зачастую родители будущего первоклассника испытывают трудности при выборе школы;
- при поиске модного учебного заведения не учитывают,
что не исключена менее
качественная подготовка учеников по базовым дисциплинам,
нежели в обычной школе; что обилие новомодных предметов может сопровождаться низким
уровнем их преподавания; что возможны
значительные перегрузки, которые серьезно повредят здоровью
ребенка;
- иногда не в полной мере воспринимают необходимую
информацию от руководства школы, от
сотрудников органов управления образованием;
-
многим родителям сложно осознать, что ребенок за одну ночь не может превратиться в школьника, что ему нужны помощь и
поддержка, особая забота и внимание
еще в большей степени, чем в детском саду; большинство родителей имеют установки
на то, что «он теперь уже большой» и
«должен»;
- не успевают ежедневно обсуждать со своим ребенком
школьные проблемы;
- порой родители не владеют информацией о том, что
платное обучение не гарантирует хорошего
уровня образования, что необходимо быть информированным об истинном положении дел в школе, умело, во
время на него реагировать;
- не решаются постоять за своего ребенка перед учителем, а иногда и перед администрацией школы, забывают,
что, кроме родителей, защитить ребенка некому;
- не придают особого значения новым знакомствам
своего ребенка, не понимают, что
«взрослые» проблемы в наше время могут возникнуть уже в начальной школе;
- родителям необходимо развивать познавательные интересы ребенка, т.к. школа
сверх программы этого делать не сможет; музеи, выставки,
концерты, походы — дело родителей.
Ваш ребенок идет в первый класс
Образование может сделать ребенка умным, но счастливым делает
его только душевное, разумное организованное общение с близкими и любимыми
людьми – семьей. В ваших силах создать в семье именно такую обстановку, которая
не только подготовит ребенка к успешной учебе, но и позволит ему занять
достойное место среди одноклассников, чувствовать
себя в школе комфортно. Если вам удастся разумно организовать жизнь вашего
ребенка, это облегчит вам взаимное познание, убережет от многих неприятностей в
будущем.
Итак, некоторые практические
рекомендации.
ü Будите ребенка спокойно, проснувшись,
он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте с утра,
не дергайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если «вчера
предупреждали».
ü Не торопите. Умение рассчитывать
время – ваша задача, и если это плохо удается, это не вина ребенка.
ü Не отправляйте ребенка в школу без
завтрака, до школьного обеда ему придется много работать.
ü Ни в коем случае не прощайтесь,
«предупреждая»: «смотри, не балуйся», «веди себя хорошо», «чтобы сегодня не
было плохих отметок» и т.п. Пожелайте ребенку удачи, подбодрите, найдите
несколько ласковых слов – у него впереди трудный день.
ü Забудьте фразу «Что ты сегодня
получил?». Встречайте ребенка после школы спокойно, не обрушивайте на него
тысячу вопросов, дайте расслабиться (вспомните, как вы сами чувствуете себя
после тяжелого рабочего дня, многочасового общения с людьми). Если же ребенок
чересчур возбужден, если жаждет поделиться чем-то, не отмахивайтесь, не откладывайте
на потом, выслушайте, это не займет много времени.
ü Выслушав замечания учителя, не
торопитесь устраивать ребенку взбучку, постарайтесь, чтобы ваш разговор с
учителем происходил без ребенка. Кстати, всегда нелишне выслушать «обе стороны»
и не торопиться с выводами.
ü После школы не торопитесь садиться за
уроки, необходимо два-три часа отдыха (а в первом классе хорошо бы часа полтора
поспать) для восстановления сил. Лучшее время для приготовления уроков с 15до17
часов.
ü Не заставляйте делать все уроки в
один присест, после 15-20 минут занятий необходимы 10-15 минутные «переменки»,
лучше если они будут подвижными.
ü Во время приготовления уроков не
сидите «на душой», дайте возможность ребенку работать самому, но уж если нужна
ваша помощь, наберитесь терпения. Спокойный тон, поддержка («не волнуйся, все
получится», «давай разберемся вместе», «я тебе помогу»), похвала – необходима.
ü В общении с ребенком старайтесь
избегать условий: «если ты сделаешь, то…», порой условия становятся невыполнимыми
вне зависимости от ребенка, и вы можете оказаться в очень сложной ситуации.
ü Выработайте единую тактику общения
всех взрослых в семье с ребенком, свои разногласия по поводу педагогической
тактике решайте без ребенка. Если что-то не получается, посоветуйтесь с
учителем, врачом, психологом, не считайте лишней литературу для родителей, там
Вы найдете много полезного.
ü Помните, что в течение учебного года
есть критические периоды, когда учиться сложнее, быстрее наступает утомление,
снижена работоспособность. Это первые 4-6 недель для первоклассников (3-4
недели для учащихся 2-4 классов), конец 2 четверти (примерно 15 декабря),
первая неделя после зимних каникул, середина 3 четверти. В эти периоды следует
быть особенно внимательными к состоянию ребенка.
ü Будьте внимательны к жалобам ребенка
на головную боль, усталость, плохое состояние. Чаще всего это объективные
показатели трудности учебы.
ü Помните, что даже «совсем большие»
дети (мы часто говорим – «Ты уже большой» 7-8 летнему ребенку) очень любят
сказку перед сном, песенку и ласковое поглаживание. Все это успокаивает их,
помогает снять напряжение, накопившееся за день, спокойно уснуть. Старайтесь не
вспоминать перед сном неприятностей, не выясняйте отношения и т.п.
0 коммент.:
Отправить комментарий